Притчи Соломона

17

1Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. 2Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. 3Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь. 4Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. 5Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]. 6Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.] 7Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые. 8Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. 9Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. 10На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. 11Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. 12Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. 13Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. 14Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. 15Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом. 16К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] 17Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. 18Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. 19Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. 20Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. 21Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется. 22Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. 23Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. 24Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли. 25Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей. 26Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду. 27Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. 28И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.

18

1Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. 2Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. 3С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение. 4Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток. 5Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
6Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. 7Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его. 8[Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.] 9Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева. 10Нерадивый в работе своей - брат расточителю. 11Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен. 12Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. 13Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. 14Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. 15Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его? 16Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. 17Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. 18Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. 19Жребий прекращает споры и решает между сильными. 20Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. 21От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. 22Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. 23Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив.] 24С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. 25Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.